Самые необычные способы путешествий во времени
«Если ты вернулся в прошлое и убил своего дедушку, как ты мог вернуться и это совершить? Ответа нет. Это парадокс», — Нил, фильм «Довод». Единственным возможным способом переместиться во времени человек издавна видел особую технологию, позволившую бы ему сотворить чудо. Но учёные утверждают, что это невозможно… и вот тут на сцену выходят писатели. Забудьте про «Долорес» Марти и Дока, «Машину времени» Герберта Уэлса! Есть способы и поинтересней.
5 место. «Дневник будущего»
Способ путешествия: кнопочный телефон
Сюжет: Голодные игры, где каждый последующий шаг героя предсказан им же из будущего. Обычные школьники вступают в смертельное соревнование на выживание, где главный приз — возможность стать богом. Перед началом матчей каждый из них получает так называемый «дневник будущего» — кнопочный телефон, где содержится поминутная хроника грядущих дней. Но вот проблема: участник получает новое предсказание от будущего себя за считанные секунды до его воплощения. Выживут сильнейшие, а будущее сбудется, несмотря ни на что…
Обзор: Описанный способ путешествия необычен, однако зритель может придумать его ещё до просмотра сериала. Казалось, автор реализовал задумку, спрятанную где-то в подсознании каждого с раннего детства. Потому ставка делается на сюжет аниме, однако запутанная история отвлекает внимание лишь при первом просмотре. Путешествия во времени не главное, на что возлагает надежду создатель: дневник — лишь константа, данная изначально, далее же всё перерастает в глобальное противостояние игроков с версиями себя из параллельных миров. К этому добавляются личные проблемы героев, варьирующиеся от конфликтов в школе до очевидной шизофрении. Три этих фактора делают «Дневник будущего» настоящим вызовом для зрителя. Это тот случай, когда ты не можешь понять, что происходит на экране, но в то же время и глаз оторвать не смеешь: мало ли пропустишь объяснение (которое вы, увы, так и не получите).
4 место. «Интерстеллар»
Способ путешествия: гравитация
Сюжет: Глобальное переселение человечества на новую планету, приводящее главного героя к разгадке связи времён. Землю сотрясают песчаные бури, угрожающие посевам урожая и здоровью людей. Купер — бывший пилот, что теперь ведёт мирную жизнь на ферме вместе с отцом и двумя детьми. Дочь героя утверждает, что в спальне живёт призрак, оставляющий ей послания в виде координат. Они приводят героев на секретную базу, где Куперу поручают миссию стать частью космического экипажа, отправляющегося на поиск нового дома для человечества. Купер оставляет детей на Земле и начинает своё как физическое, так и метафорическое путешествие по вселенной.
Обзор: Фактического перемещения герой не совершал, лишь общался с людьми из прошлого: он воспользовался тем, что не зависит от времени — гравитацией. К этой разгадке невозможно прийти, даже имея на руках все карты, однако финал цепляет даже «роялем в кустах», ведь фокус развязки автор смещает на другое. «Мы родились слишком поздно, чтобы исследовать Землю. Слишком рано, чтобы исследовать Космос. Но вовремя, чтобы посмотреть этот фильм». «Интерстеллар» — одна из лучших киноработ за всю историю человечества. За три часа экранного времени зритель испытает пять сюжетных поворотов, лишь один из которых связан сугубо с научной фантастикой. Удивительно, что «Интерстеллар» вовсе не про космос, как может показаться: на первый план Кристофер Нолан выводит трепетную линию отношений Купера и его дочери, оставшейся медленно умирать на Земле. Разделённые как космическим пространством, так и годами, (на некоторых планетах время течёт по-разному) они всё равно связаны друг с другом. Кульминация фильма и раскрытие личности призрака до сих пор доводит до мурашек, а на вопрос, может ли один человек повлиять на судьбу всей планеты, дан предельно точный ответ: нет, но любовь да. Путешествие во времени, введённое в сюжет, казалось бы на пустом месте, завершает общую картину, упраздняя привычные нам понятия прошлого, настоящего и будущего. В итоге, все поколения связаны одной нитью, за которую и будет дёргать Купер, чтобы совершить прыжок во времени.
3 место. «Довод»
Способ путешествия: инверсия
Сюжет: История организации по спасению мира, в которой босс и его подчинённый оказываются одним человеком. Учёная из будущего, «Оппенгеймер» своего поколения, разработала уникальную технологию — инверсию, позволяющую людям двигаться против потока времени: все их шаги и действия «проматываются» в обратном порядке. Главный герой, чьего имени мы так и не узнаем вплоть до конца фильма, оказывается вовлечён в предотвращение третьей мировой войны.
Обзор: Инверсия — простой и гениальный способ путешествия, который, однако оказался не до конца реализован в фильме. Кажется, автор так и застрял на стадии восхваления своей идеи: вокруг неё строится сюжет, ей подчиняются поступки персонажей. Оттого возникает чувство, что кроме самого факта инверсии в работе ничего больше и нет. Истории «Довода» не хватает цельности: если представить фильм как человека, то от него останется только скелет. Дуэту главных героев недостаёт душевности и искренности, а антагонисту глубины. Оттого финал не трогает так сильно, как мог бы. На зрителя попросту обрушивается каскад сюжетных поворотов, подкреплённых лишь фантазией Нолана и определяющей всё идеей инверсии, а не эмоциональным накалом, как это было в «Интерстелларе». Иногда даже кажется, что фильм гордится своей сложностью! Однако нельзя отрицать факта креативности «Довода»: данная работа рассчитана более на размышления после финала, чем на чувства. Потому я остаюсь при своём мнении: путешествие во времени лучше всего выходит у Нолана как побочная линия, нежели чем костяк сюжета.
2 место. «Агент времени»
Способ путешествия: фотографии
Сюжет: Путешественники во времени вступают в борьбу с маньяком, обладающим схожей способностью перемещения. Три друга открывают фотоателье, которое, однако, занимается вовсе не фотографиями, как можно подумать: здесь клиенту предлагают отправиться в прошлое, чтобы исправить какую-либо ошибку. Есть одно условие: перемещаться может только сотрудник и только в человека, сделавшего фотографию. Бизнес протекает как обычно, пока путешественник не вмешивается в привычный ход времени, тем самым выходя на опасного врага.
Обзор: Путешествия во времени — фантастическая концепция, однако в данной работе она приобретает фэнтези мотивы. Авторы объясняют зрителю свою концепцию перемещения и используют её по максимуму: если вы думаете, что самой идеей всё только и ограничится, то это далеко не так. «Агент времени» — одно из лучших аниме последних лет. Сериал оформлен как антология: каждую серию герои выполняют заказы клиентов. В «Агенте времени» сюжет подчиняется эмоциям, а не наоборот, что в очередной раз подтверждает: фантастической работу делает чувственность, а не логика (хотя и она, безусловно, определяет качественность).
1 место. «Атака титанов»
Способ путешествия: воспоминания
Сюжет: Последовательное превращение человека в монстра, а главного героя в антагониста в мире постапокалипсиса. Чтобы спастись от титанов-людоедов, выжившие люди построили вокруг города гигантские стены. Всё меняется, когда их проламывает Колоссальный титан, в результате чего мать главного героя Эрена съедают прямо на его глазах. Он клянётся уничтожить всех врагов до единого и уверено идёт к своей цели… Вот только врагами оказываются вовсе не титаны.
Обзор: Тот способ, что придумал Исаяма в своей работе, уникален. До просмотра он не придёт в голову ни одному зрителю. Эрен — носитель Атакующего титана, чьей способностью является возможность видеть воспоминания как его предыдущих, так и будущих носителей. Герой будет манипулировать многотысячной историей мира, в том числе и собой из прошлого, чтобы добиться собственной цели. Данное произведение считается величайшим в 21 веке. Что заставляет введение путешествий во времени выстрелить особенно ярко, так это невозможность предсказать такой поворот сюжета: начавшееся как обычное противостояние человечества против монстров, произведение превращается в историю о временной петле как прямой, так и метафорической. Путь Эрена от несчастного мальчика до бессердечного солдата, порабощённого собственными идеалами, — самая неоднозначная и трагичная история из возможных. Как становятся монстрами? Что ими движет? «Атака на титанов» — наглядное доказательство того, как один человек может изменить историю (или как история может быть создана одним человеком).
Глядя на весь полёт творческой фантазии авторов, должен возникнуть закономерный вопрос: может, человек до сих пор неспособен путешествовать во времени лишь из-за того, что мыслит в неверном направлении?..
Яна Плешакова