Феномен популярности злодеек в современной культуре
Днём на вас несправедливо накричали. Вы хотели ответить, уже знали, как метко поставить собеседника на место, но… промолчали. Не хватило то ли сил, то ли уверенности. Вы возвращаетесь домой, молча проклиная свою слабость и бесхребетность, открываете телефон и начинаете читать новую главу вебтуна — самое то, чтобы расслабиться после непростого дня.
В вебтуне главная героиня такая же как вы: тихая, послушная дочь, что никогда не приносит проблем, верная подруга, всегда выслушивающая проблемы других, трудолюбивая сотрудница, выполняющая свою работу на отлично. Но… она молчит. И не замечает очевидных вещей: её окружение пользуется этой тихой добротой. Однако рано или поздно в силу вступает сказка: серая мышь умирает жалкой смертью и перерождается как героиня какого-то романа, прочитанного ей ещё в прошлом. И вот теперь-то она точно не намерена терпеть и молчать!
Что значит «злодейка»?
Если вспомнили песню KDA, то вы правы лишь наполовину. С детства за «злодейками» стойко укрепился образ роковой дивы, эдакой чёрной вдовы, что ради денег и собственных желаний пойдёт по чужим головам. Она обязательно носит вызывающие сексуальные платья, высокие каблуки и, как бонус, макияж с красной помадой. Интересно, что даже в эпоху бодипозитива злодейки — это всегда топ-модели с обложек журнала. В глубине души любая девушка хочет привлекать к себе восхищённые взгляды, а за этой мечтой всегда крылись стандарты красоты.
Однако современные вебтуны не развеивают миф о такой «укротительницы», а усложняют его, превращая в отдельную историю. Главные героини, живущие в понятных всем реалиях капитализма, в один миг просыпаются в телах злодеек из книг, видеоигр, фильмов… Ненавидимый ранее выдуманный персонаж — теперь ты, и ничего не остаётся, кроме как ужиться с уготованной ролью.
Умные, хитрые, коварные — вот каковы основные качества злодеек. Они добры, но только со своими людьми, притягательны в своей беспринципности и женственности: их поле боя — общество, а оружие — красота и слова. Непоколебимая уверенность в себе определяет злодейку. Пожалуй, именно это качество манит больше всего.
Как «перемещение в другой мир» стирает понятия добра и зла
В жизни нельзя вернуться в прошлое. Нельзя исправить свои ошибки, ответить обидчику, как первоначально и хотелось. Из-за того, что тебе дан только один шанс, всё ощущается острее: одно неверное действие, и вся жизнь может покатиться под откос. Потому лучше молчать, предпочесть безопасность риску. Но если ты уже умер? Уже прошёл ту точку невозврата? В таком случае бояться больше нечего: ты пережил самое страшное, что могло с тобой случиться. В прошлой жизни доброта и тишина не принесли ничего, кроме дискомфорта, а сейчас, когда страха больше нет, можно делать всё, что взбредёт в голову. Героини по-прежнему берегут себя, продумывают расчётливые планы по выживанию в новом мире, но теперь в них чувствуется то самое чувство свободы. Ребёнок сначала переоценивает свои силы и свободен от страха, потому что не знает опасностей» — Зигмунд Фрейд. Иронично, что только смерть раскрыла это настоящее «я», внутреннего ребёнка.
Что делать после перерождения: гайд от попаданок
Почему мы любим злодеев? За их сопричастность к нашим жизням. «С изумлением и тревогой мы обнаруживаем тут, что громадное число людей повинуется соответствующим культурным запретам лишь под давлением внешнего принуждения», — Зигмунд Фрейд. Даже Джокер в трилогии Нолана утверждал, что «приличное общество» — лишь группа хищников под масками. Авторы вебтунов нарочно опускают своих героинь в первых главах, позволяют другим персонажам издеваться над ними, но только с целью возвысить их в будущем. Читатель сразу проникается бедственным положением попаданки: именно в оттенках такой драмы мы и видим свои проблемы, свои несчастья. Моментальное чувство родства с героиней будет усиливаться с течением глав, когда она начнёт мстить обидчикам, завоёвывать сердца, обретать популярность, зарабатывать деньги. Читатель будет проживать это вместе с ней и, глядя на нарисованного персонажа, видеть своё отражение.
Самая жизненная попаданка
Дебора из вебтуна «Как хорошо и удобно быть злодейкой». Первый сезон этой манхвы выстрелил так сильно благодаря своей главной героине: Дебора сама называет себя «тряпкой» из-за неспособности сказать «нет» в прошлой жизни. Переродившись, она решает жить как злодейка, вести себя как захочется, а после хвалить себя наедине за проделанную работу, вопрошая, «не слишком ли было грубо». Неуверенность и мягкость никуда не исчезли, скорее скрылись за внешней обёрткой «роковой женщины». Потому любая победа Деборы ощущается как своя собственная. Как правило, именно читатели примеряют маску злодейки, но в этом вебтуне сама злодейка — читательница, поступающая ровно так, как и любая на её месте.
В основе популярности злодеек лежат извечные желания ловить восхищённые взгляды, быть любимой и уважаемой другими, исправить ошибки прошлого, примерить на себя новую маску. По сути, самоутвердиться. В конечном счёте, намного лучше и удобнее быть просто уверенной в себе.
Яна Плешакова