Как создать немыслимый калейдоскоп миров, впечатлений и сюжетных поворотов, заставить зрителя вжаться в кресло и не отрывать глаз от экрана, а читателя вцепиться в книгу дрожащими пальцами? Авторы научной фантастики разгадали этот секрет: они придумали, как перенести человека в иной мир, заставив прожить там целую жизнь и все приключения вместе с главными героями. Попробуем разгадать секреты этого жанра, сравнив две по-своему культовые истории — цикл книг «Дюна» Фрэнка Герберта и видеоигру «Honkai impact 3rd» от студии Mihoyo.
Структура
«Дюна» — один из классических примеров научной фантастики. Первые 6 книг, послужившие основой всей вселенной, были написаны Фрэнком Гербертом, а последующие 13 уже дорабатывались его потомками — детьми и верными поклонниками его творчества. По своей сути, игра «Honkai 3rd» является представителем жанра ARPG — Action Role-Playing Game — одной из особенностей которого является серьезное влияние сюжета на все механики игры. В игру также внедрена система «gacha» — игрокам требуется выбивать героев за внутриигровую валюту, которую, однако, можно также купить за реальные деньги, на чем и строится основной заработок производителей.
О чём
«Дюна» рассказывает о далёком будущем человечества. По сути, это история восхождения Пола Атрейдеса, его взросление и превращение из юнца в будущего императора. Дело осложняется особой способностью героя видеть будущее, в котором он становится отнюдь не милостивым правителем, а кровавым тираном, развязывающим войну по всей вселенной. И несмотря на все усилия Пола, каждый его поступок лишь приближает неотвратимое.
Действия «Хонкая» происходят не на привычной нам всем Земле, а где-то в далеком будущем. Человечество подверглось страшному вирусу — хонкаю, превращающему своих жертв в безмозглых зомби и монстров. Однако вирус возник не случайно: им управляет некое существо, зовущее себя Волей Хонкая. Эта сила вселяется в людей, приводит к изменению их физических и ментальных характеристик, создаёт вторую личность и превращает их в «апостолов». В противовес разрушительной воле в мире Хонкая есть валькирии — воины, обладающие высокой сопротивляемостью энергии Хонкая, что позволяет им сражаться с апостолами и избавлять человечество от опасностей, что они влекут. Главная героиня Киана мечтает стать одной из них. Однако будущее Кианы уже предрешено, ведь в её теле планируется воскрешение самого жестокого апостола, чьё возвращение грозит новой всемирной катастрофой.
В чём уникальность
Главные герои проигрывают. Проигрывают с наихудшими последствиями из всех возможных. Потому в какой-то момент история превращается из фантастического боевика в тяжёлую драму о преодолении прошлого, о способности человека восстать из пепла, даже когда сражаться становится не за кого. Киана и Пол — оба стараются противостоять судьбе и не всегда выходят победителями. Они взрослеют и клянутся во что бы то ни стало «закончить эту историю так, как захотят сами». В «Дюне» главным врагом героя является будущий он, в «Хонкае» же им выступает второе «я» героини, угрожающее в любой момент взять её тело под контроль и устроить новую катастрофу. Таким образом, выражение «главный враг — это ты сам» приобретает совершено новое значение в обеих историях.
Секрет успеха
В развитие сюжета обеих историй входят: проработка мира и его особенностей, создание интересных персонажей. От создателей требуется написать героев с привлекательной историей, характером и обоснованными целями в жизни, чтобы они смогли вовлечь новых зрителей в фандом авторской вселенной, следовательно, собрать большую аудиторию. Так что же заставляет так привязываться к ним? Обоснованная мотивация.
Полом движет сразу несколько причин захватить власть: здесь и личная месть за род Атрейдес, и обеспечение безопасности друзей, и древнее пророчество о приходе мессии… Герой занимает в глазах читателя позиции то жертвы судьбы, то хладнокровного манипулятора. Так или иначе понять Пола можно, а потому читатель подсознательно будет за него переживать. Он живой человек.
То же самое можно сказать о героях Хонкая. Почти все они имеют четко обоснованную мотивацию: протагонистами движет любовь, дружба, желание защитить близких или ненависть к аморальным поступкам; злодеями же жажда власти, разрушения, в некоторых случаях — трагичное прошлое. И пускай четкое разделение на «добро» и «зло» привлекает многих, в настоящее время все большее количество людей тяготеют к героям, которых нельзя так просто отнести к «антагонистам» или «протагонистам». Главную героиню Киану чуть ли не в самом начале сюжета насильно делают одним из двенадцати зол вселенной, но это лишь меняет ее взгляды на жизнь, и она, спустя какое-то время, вновь возвращается на сторону «добра». А подруга Кианы Мэй — одна из апостолов — встаёт на сторону человечества и побеждает своё второе «я», чтобы помочь главным героям. Персонаж Мэй является ключом к пониманию того, что апостолы не безмозглые посланники Воли Хонкая, одержимые разрушениями, а, как ни странно, тоже люди. Таким образом, первоначальное противостояние людей с вирусом превращается в философский вопрос, что такое человечность.
Калейдоскоп фантазии
В миры, придуманные авторами, веришь, однако это не отменяет того, что в какой-то момент у зрителя может в прямом смысле случиться взрыв мозга! «Дюна» и Хонкай — фантастика до мозга костей.
Что предлагает Фрэнк Герберт:
- планеты с уникальной флорой и фауной;
- особая способность главных героев — «голос», заставляющий других беспрекословно подчиняться их приказам;
- один разум, части которого разделены на несколько существ;
- орден монахинь, занимающийся скрещиванием кровных линий на протяжении столетий ради создания «идеального человека»;
- сюжет охватывает около 4000 лет.
Что предлагает Хонкай:
- квантовое море — измерение-ловушка, формирующееся на основе воспоминаний попавшего в него человека (один из героев истории провёл там несколько тысяч лет, так и не увидев подвоха!);
- героиня, способная копировать, удалять и фрагментировать свою память;
- искусственный интеллект Элизиум, чьё сознание было поровну поделено между компьютером и человеком — Лиззи, вставшей на сторону героев;
- тайна Воли Хонкая — существа, принимающего облик и характер того, с кем общается;
- несколько эр, в каждой из которых свои герои.
Фантастика всегда актуальна для зрителя. Это беспроигрышный способ перенестись в «далёкую-далёкую галактику» и окунуться в совершенно иной мир. А с этой задачей до сих пор прекрасно справляется как классика прошлого века, так и современные истории!
Яна Плешакова
Мария Перевощикова