Новый взгляд на героев и злодеев
Вы замечали, что вся деятельность супергероев направлена на то, чтобы сделать общество безопасным: предотвратить или обратить изменения, внесённые злодеем? Герои возвращают мир на круги своя, гарантируя людям жизнь размеренную и предсказуемую.
Все мы привыкли к извечной борьбе между добром и злом. Но так как в современной реальности границы между ними как никогда размылись, то правильно предположить, что на данный момент понятия «добра» и «зла» невероятно утрированы (только благодаря этому эти определения до сих пор существуют). Если человек убил преступника, защищаясь, все посмотрят на ситуацию как на акт самообороны. Но и факт убийства никто не отменял. Это и есть проявление объективности, но общество привыкло более утрировать любой спорный момент, чтобы было легче или вообще возможно выбрать одну из сторон в конфликте. Таким образом, «добро» и «зло» стали вещами субъективными, личными. Общего добра как такового не существует, у каждого своё представление, что это. Есть лишь поступки верные и неверные (и то по нашим моральным стандартам).
«Если зло поможет мне, я буду считать его добром», — Джереми из вебтуна Han Yunseol.
«Хорошие люди — это те, кто ведёт себя в соответствии с твоими желаниями, в то время как плохие иначе», — комментарий от Aizan.
Возвращаясь к идее геройства в принципе, мы предположили, что перемены — это и есть главный враг любого героя. Только надо понимать, что перемены радикальные, безумные. По сути, каждый злодей правильно обозначил проблему, но стал одержим неправильным способом её решения. Он хотел изменить что-то уже существующее, то есть привнести перемены (просто кто-то на глобальном уровне, кто-то на более личном). Парадоксально, но если это и есть настоящее определение «борьбы добра и зла», то мы и есть участники этой битвы.
В современном мире «зло» трансформировалось в «перемены», а «добро» — в их боязнь. Именно страх и непонимание толкают людей на предотвращение чего-то, сопротивление.
И этот конфликт неисчерпаем. Обычный человек хочет прожить безопасную, предсказуемую в своей простоте жизнь, где не будет опасностей и рисков. Любые изменения могут обернуться проблемой, а потому лучше спокойно насладиться уже имеющимися удобствами. Лишь ближе к старости, когда человек прожил свой век, прочувствовав все желаемые впечатления, он начинает задумываться об изменении чего-то вокруг себя. В конечном счёте, что ему терять, если безопасность уже достигнута и даже пережита? Но вот проблема: на смену этому поколению приходит другое, которое тоже хочет жить предсказуемо. И опять круг повторяется.
Какой смысл в том, что остановилось в развитии? Безопасность — навязчивая идея, что даже перерастает у некоторых в одержимость. Абсолют данной идеологии заметен в книге Дж. Оруэлла «1984», где любая индивидуальность человека подавляется властями, чтобы сделать всех одинаковыми. Ими движет лишь боязнь того, что эта индивидуальность может привнести в их мир. Это глубинная причина желания контроля над чем угодно: начиная с поведения стоящего рядом с тобой человека и заканчивая жизни общества в целом.
Но даже на миллион «героев» найдутся единицы «злодеев» — тех, кто хотят внести перемены в равномерное существование. Сейчас эта сторона конфликта изменилась. Перемены входят отныне постепенно, мягко, давая людям время на привыкание. Сторона «перемен» постоянно идёт на компромиссы, чтобы добиться своего, не уничтожая старого.
Рано или поздно, круг должен разомкнуться. Это закон, действующий даже на человека. Рано или поздно должно появиться поколение, что не побоится изменений; не испугается того, что их жизнь может «не удасться» из-за внесённых перемен; не возведёт «безопасность» превыше всех мечтаний.
Да, прошлое умирает. Но эта печальная правда не отрицает наличия счастливого будущего. Так же как и изменение чего-либо не всегда приводит к катастрофам.
Яна Плешакова